Пс
Психолог – родителям.
Как помочь пятиклассникам
преодолеть трудности переходного периода.
Переход в 5 класс по интенсивности нагрузки на детский организм сравнивают с поступлением в 1 класс. Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября всё оказывается новым. И поэтому возникает необходимость адаптации – привыкании к новым условиям.
Успешность адаптации ребёнка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях
Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы – не умеют быстро писать , не успевают;
- Возросший объём работы как на уроке так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить необходимую информацию и работать с ней.
О трудностях адаптации к условиям обучения в 5 классе о свидетельствуют признаки:
- усталый внешний вид ребёнка
- нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- стремление отвлечь внимание взрослого, переключившись на другие темы.
- нежелание выполнять домашние задания.
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Постоянные жалобы на события, связанные со школой
- Беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения – вялость.
В случае незавершенности процесса адаптации говорят о дезадаптации. Её виды –
- интеллектуальная – сложности в усвоении учебного материала;
- поведенческая – несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам;
- Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе
Высокий уровень тревожности может быть как у неуспевающих , так и у хорошо успевающих учеников. В отличие от эмоционально благополучных сверстников для тревожных детей характерно неумение учитывать ситуацию. Они часто ждут успеха , когда от маловероятен и наоборот – неуверенны в нём, даже тогда, когда его вероятность высока. Как правило у успевающих учеников тревожность проявляется в том, что дети не удовлетворены своими достижениями Проявления тревоги ведет за собой множество страхов : страх самовыражения, страх в ситуации проверки знаний, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу
Школьная мотивация – это составляющая успешного обучения.
Высокая учебная мотивация свидетельствует о учебной активности, желании учиться, хороший уровень школьной мотивации свидетельствует о сознательном отношении ребёнка к обучению, положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными делами говорит о том, что ребёнок положительно относится к школе , но школа больше привлекает может общением с одноклассниками, может возможностью участвовать в интересующих мероприятиях. Низкая учебная мотивация свидетельствует об отрицательном отношении к школе.
Рекомендации родителям:
- Любите своего ребёнка и пусть от никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребёнка таким , какой он есть.
- Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
- Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства, почаще ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- НЕ пытайтесь реализовать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.
- Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно вы.
Признаки дезадаптации школьника.
- усталый внешний вид ребёнка
- нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- стремление отвлечь внимание взрослого, переключившись на другие темы.
- нежелание выполнять домашние задания.
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Постоянные жалобы на события, связанные со школой
- Беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения – вялость.
|