Национальная электронная библиотека (НЭБ) — федеральная государственная информационная система, создаваемая Министерством культуры Российской Федерации при участии крупнейших библиотек, музеев, архивов, издателей и других правообладателей.
ЛитРес: Школа - Библиотека, целью которого было упростить процесс чтения и сделать литературу более доступной для широкого круга лиц.
Школьная библиотека является структурным подразделением МБОУ им. Л.Н. Толстого, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Организуют работу библиотеки:
- заведующая библиотекой Смирнова Елена Вадимовна, образование высшее,
- библиотекарь Пахомова Ольга Львовна, образование среднее специальное.
Режим работы библиотеки
Понедельник - пятница с 9.00 до 18.00:
- прием посетителей - с 9.00 до 16.00
- внутрибиблиотечная работа - с 16.00 до 18.80
- санитарный день - последняя пятница каждого месяца
- выходные дни - суббота, воскресенье.
В 2018-2019 учебном году работа библиотеки осуществляется в соответствие с Положением об информационно-библиотечном центре (ИБЦ) и "Планом работы
библиотеки МБОУ им. Л.Н. Толстого на 2020-2021 учебный год", который является составной частью общешкольного плана и утвержден директором школы.
Концепция развития школьного библиотечно-информационного центра МБОУ им.Л.Н. Толстого
Основные задачи школьной библиотеки:
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно – библиографического обслуживания учащихся, педагогов.
- Формирование высоко – нравственной, физически здоровой, творчески мыслящей личности способной в дальнейшем участвовать в развитии общества, обладающей прочными знаниями по профильным дисциплинам.
- Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
- Формирование и сохранение духовной культуры, экологической культуры современных школьников.
- Воспитание культурного и гражданского самосознания.
- Организация комплектования фонда и подписки на периодические издания.
- Формирование комфортной библиотечной среды.
Основные функции школьной библиотеки:
Основными функциями школьной библиотеки, в соответствии с «Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения», являются
- Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели.
- Информационная – предоставлять информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
- Культурная – организовать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся
Фонд
Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями для педагогических работников и учащихся, методической литературой. Все учащиеся школы обеспечены учебниками.
В 2018 году школьный фонд состоит из 21125 экз. учебников и 7410 экз художественной литературы и составляет 28515 экз.
Электронные каталоги изданий, содержащихся в фонде библиотеки школы:
Электронный каталог учебников (в формате .pdf)
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы.pdf
Показатели библиотечной статистики за 2020/21 уч. год
№
|
|
|
Кол-во
|
1.
|
Контингент читателей
|
Всего
|
897
|
|
|
Записанных впервые
|
76
|
|
|
Учащихся
|
______
|
|
|
Учителей и прочих категорий
|
83
|
|
|
% охвата чтением учащихся
|
100%
|
2.
|
Количество посещений
|
|
5023
|
3.
|
посещаемость
|
Всего
|
19,7
|
|
Среднее количество посещений в день
|
всего
|
28
|
4.
|
Массовая работа
|
|
|
|
|
Выставки
|
34
|
|
|
мероприятия
|
14
|
5.
|
Библиотечно-библиографические уроки
|
|
4
|
6
|
исследования
|
|
|
7.
|
Выполненные библиографические справки
|
|
53
|
В 2020-2021 учебном году обеспеченность учащихся учебниками составляет 100%.
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой.pdf
Ежегодно проводится подписка на периодические издания по различным направлениям образовательной деятельности.
Школьная библиотека выписывает детскую газету "Золотой ключик". Для средних и старших классов - газета "Молодежный вестник".
Библиотечное обслуживание
Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Работники библиотеки постоянно контролируют соблюдение "Правил пользования библиотекой", формируют навыки независимых библиотечных пользователей.
Большинство педагогов пользуются услугами библиотеки с целью подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям, выступлениям на заседаниях методических объединений и педагогических советов.
Наличие в библиотеке читального зала расширяет возможности использования книжного фонда библиотеки, так как читателям становятся доступны издания, имеющиеся в библиотеке в одном экземпляре (словари, справочники, энциклопедии). Работа в читальном зале дает возможность приобретения библиографических навыков по поиску нужной информации.
Основные направления библиотечного обслуживания:
Основные формы индивидуального обслуживания: беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче документов, беседа о прочитанной книге, рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку; анализ читательских формуляров, диагностическое анкетирование и т.д.
Основные формы группового и массового обслуживания: книжные выставки, тематические папки, библиографические списки, библиографические уроки и обзоры, экскурсии в библиотеку, викторины, конкурсы, участие в общешкольных мероприятиях.
Основные направления, содержание и формы работы:
1.Работа с библиотечным фондом учебной литературы.
- Подведение итогов движения фонда.
- Диагностика обеспеченности учащихся – сентябрь.
- Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы – ноябрь – (база данных).
- работа с перспективными библиографическими изданиями (тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования и региональным комплектом учебников, прайс-листами) – декабрь, январь;
- составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники и учебные пособия – январь;
- подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году для учащихся и их родителей – январь;
3. Прием и обработка поступивших учебников:
оформление накладных,
запись в книгу суммарного учета,
штемпелевание,
оформление карточки,
4.Составление отчетных документов, диагностика % уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой — сентябрь;
5. Прием и выдача учебников по графику – май, июнь, август, сентябрь;
6. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий;
7. Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники» – сентябрь;
8. Списание фонда с учетом ветхости, морально-устаревшей и смены программ, по установленным правилам и нормам (в том числе) оформление актов и изучение карточек из каталогов – октябрь;
9. Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам и подведением итогов) – октябрь, февраль;
10.Работа с фондом художественной литературы
- Обеспечение свободного доступа:
- к художественному фонду (для учащихся 5-8 классов, 9-11 классов);
- к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников).
- Выдача изданий читателям.
- Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.
- Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.
- Ведение работы по сохранности фонда.
- Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей в читальный зал.
- Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.
- Комплектование фонда периодики.
- Оформление подписки на I полугодие – май.
- Оформление подписки на II полугодие – апрель.
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА:
- Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний.
- Знакомство с правилами пользования библиотекой.
- Знакомство с расстановкой фонда.
- Ознакомление со структурой и оформлением книги.
- Овладение навыками работы со справочными изданиями.
- Выполнение информационных и тематических справок.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Формирование у школьников независимого библиотечного пользования.
- Обучение носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации.
- Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы.
- Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения.
- Организация выставок, стендов, проведения культурно-массовой работы.
- Работа с читателями
Индивидуальная работа при выдаче книг:
- рекомендательные беседы,
- беседа о прочитанном,
- исследования читательских интересов пользователя.
Работа по пропаганде чтения
В школьной библиотеке для начальных классов проводятся библиотечные уроки "Знакомство с библиотекой", "Структура книги", "Твои первые энциклопедии", для 5-6 классов библиографический обзор "Что такое словарь?".
В школьной библиотеке есть добровольные помощники - ученики школы, педагоги. Библиотека - это то место, куда ребята приходят за знаниями и общением.
Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
Возрастает взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.
Основной задачей остается – привлечение детей к чтению через индивидуальную и массовую работу.
Стремиться к 100% охвату чтением всех учащихся школы |